Подкраска автомобиля самостоятельно из баллончика

Обычная, знакомая всем ситуация: скол или царапина на крыле... Если обращаться к кузовщикам - они будут красить всю деталь, это минимум 5 тыс.руб. в более-менее приличном сервисе. И оставлять нельзя - появится ржавчина, залезет под краску, пойдут пузыри и прочие прелести, и избавится от неё будет совсем не просто. Но ведь жалко отдавать 5 тысяч за совсем маленький скол... Можно купить в автомагазине похожую краску, и самому подмазать. Однако, если так сделать "по быстрому", то это место будет некрасиво выделяться, и всё равно станет гнить.

Правильное решение - заказать подбор краски, именно под цвет вашего автомобиля, купить ещё наждачку, обезжириватель, грунт, и сделать всё не торопясь и качественно. Заодно можно обработать остальные сколы, если есть, или оставить материалы на следующий год, наверняка пригодятся. А что конкретно делать - я сейчас расскажу.

Так уж совпало, что я занимаюсь сайтом ООО "Автопокрытия", и при этом ещё люблю сам подкрашивать свою машину. Поэтому и расскажу о собственном опыте. Я не писатель, так что захватывающего сюжета не будет. Но постараюсь рассказать доступно и понятно.



Однажды я плохо закрыл капот, и он открылся на ходу, на скорости около 90. Ощущения непередаваемые - мчишься спокойно, вдруг что-то хлопает, дороги не видно, и не понимаешь, где ты и что случилось. К счастью, других машин поблизости не было, и спустя секунду-две шока и паники я аккуратно съехал на обочину без серьёзных последствий. Однако капот помялся, и образовался большой скол, который начал нагло ржаветь. Или он образовался после другого ДТП, когда правая фара разбилась? Впрочем, не важно. Надо бы поменять капот целиком, но как-то всё было не до того, и я решил пока хотя бы закрасить.



Это скол в увеличенном виде. Жуткое зрелище, душераздирающее. Ржавчина разгулялась вовсю - но, к счастью, пока неглубоко.

Покраска машины начинается с тщательной мойки. Лучше сперва заехать на автомойку, помыть всё с шампунем, потом уже ехать туда, где будете красить. Там ещё раз помыть нужное место. Можно без автомойки, просто тряпочкой, но результат будет хуже. Какая-то невидимая грязь останется где-то в микротрещинах, и через год-другой окрашенное место пойдёт пузырями. Лучше один раз сделать как следует, чем каждый год перекрашивать.

Красить лучше всего в специальной покрасочной камере. Можно просто в гараже, но сделать влажную уборку - пол, стены, потолок, и вообще всё, чтобы в воздухе не было ни пылинки. В крайнем случае можно просто на улице, как я. Тогда старайтесь выбрать безветренный жаркий день.



Первым делом надо укрыть те места, которые не должны окрашиваться. Я стараюсь укрыть по максимуму - боюсь, что как раз в ненужный момент налетит внезапный порыв ветра, и краска или грунт полетит куда не надо. Можно использовать старые газеты, но лучше специальную плёнку, типа такой:



Как видите, в этом пакетике плёнка размером 4 на 5 метров - хватит, чтобы укрыть всю машину, и ещё останется.

Подкрашивая другие места, я несколько раз пробовал укрыть окрашиваемую деталь тоже, оставив только небольшое "окошко" в плёнке вокруг окрашиваемого места. Получается фигня. В результате окрашенная часть как-бы выступает над окружающей поверхностью, и чётко видны контуры, где было окошко. Сровнять эти контуры шкуркой, или даже полиролью, практически невозможно. Поэтому лучше оставить открытой всю деталь - в моём случае это весь капот.

Теперь надо зачистить скол от ржавчины. Сперва 80-й шкуркой, потом 120-й. Да, вам надо будет купить несколько листов "шкурки", т.е. наждачной бумаги: на 80, 120, 240, 600, 800, и 1000. По одному листу каждой будет достаточно. Хотя 80 можно и 2 листа.

Я лично предпочитаю нарезать их тонкими полосками (заодно происходит заточка ножниц - лайфхак!), потом в процессе отрывать квадратные кусочки, и ими работать. Примерно вот так это выглядит:



На полосках с обратной стороны я сразу пишу номер шкурки на обоих концах, чтобы потом не ломать голову - это 600 или 800? Для этого вам надо купить ещё авторучку. Или карандаш.



Вот так выглядит зачищенный скол. Зачищать надо до блестящего металла, на жалеть краску на краях, чтобы никаких следов ржавчины не осталось. Зачищенное место на воздухе немедленно начинает незаметно для вас ржаветь, поэтому надо как можно быстрее протереть обезжиривателем, и брызнуть грунтом.

Как только вы касаетесь чего-то руками, на этом чём-то остаётся невидимый слой жира с пальцев. Его обязательно надо убирать, иначе краска не будет нормально держаться. Ну и кроме вас наверняка есть и другие источники жира или грязи, та же пыль в воздухе. Поэтому не забывайте всё каждый раз обезжиривать, это легко и быстро.



Это специальный обезжириватель. Всякие другие варианты (ацетон, уайт-спирит из старых запасов, и т.д.) - это от лукавого. Ацетон вообще страшная вещь, хоть и убойная. В любом магазине автоэмалей спросите обезжириватель, и вам дадут, он недорогой. И потом пригодится - например, чтобы что-то хорошо склеить, тоже надо обезжирить. Или случайно схватите руками лампочку дальнего-ближнего света за колбу - протрёте обезжиривателем, и всё нормально.

В магазине автоэмалей можно купить ещё специальные профессиональные салфетки, типа таких:



Не уверен, что они настолько полезны, сколько стоят... но, по крайней мере, должны быть практически стерильными. И ворса от них меньше, чем от безворсовых тряпочек из "Ленты". Я лично беру, мне нравится. Кроме как для обезжиривания они вроде и не нужны.

Однако вернёмся к моей машине. Обезжириватель высыхает практически мгновенно, и можно сразу брызгать грунтом. Первый слой я сделал протравливающим грунтом, он вроде как должен обеспечивать дополнительную защиту от ржавчины. Это был вот такой грунт:



После его нанесения:



Вообще бороться со ржавчиной очень тяжело; часто бывает, что она через какое-то время снова вылазит в тех же местах. У меня такое было неоднократно, увы. Преобразователи ржавчины я пробовал, но сделать всё по инструкции обычно не хватало терпения, они очень долго "высыхают". Поэтому решил попробовать протравливающий грунт, вроде получилось нормально. Если захотите сделать так-же, спрашивайте в магазине "протравливающий грунт" или "кислотный грунт". По идее и обычного грунта должно быть достаточно, такой успешный опыт у меня тоже был.

Обычно прямо на баллончике пишут инструкцию: сколько минут трясти баллончик перед применением, сколько времени сохнет каждый слой, сколько слоёв рекомендуется наносить, что это вообще такое и в каких случаях его можно применять. У этого грунта подробной инструкции почему-то не было, пришлось гуглить. Нашёл описание от производителя на английском языке. Там сказано примерно так: вообще-то на этот грунт можно сразу наносить краску, но неплохо будет нанести и обычный грунт. Так я и сделал.



Это после нанесения обычного грунта. Кстати, он дешевле, чем протравливающий, поэтому его не так жалко расходовать. Обычно наносится 2-3 слоя каждого покрытия (грунт, краска, лак), и после каждого слоя надо ждать его высыхания - поэтому покраска занимает довольно много времени.

Перед нанесением краски надо зашкурить все дефекты, и довести поверхность до идеально гладкого состояния. Не надейтесь, что краска растечётся и заполнит какие-то огрехи - наоборот, она их только сильнее проявит. Какая была поверхность перед нанесением краски - такая и будет после, только другого цвета :) Поэтому убирайте все малейшие неровности, под конец зализывая 1000-й шкуркой, поливая водой, и пальцами проверяя результат, выискивая невидимые глазом дефекты. Я себе специально сделал брызгалку для воды из 1.5-литровой бутылки от минералки, просверлив несколько дырок в крышке, оказалось очень удобно.

При необходимости можно снова нанести грунт и снова зашкурить, повторяя этот процесс снова и снова. В этом ваше преимущество перед профессиональным автомаляром: ему надо сделать всё быстро, чтобы заработать деньги. А вы можете себе позволить переделывать сколько угодно раз.



Вот так выглядит краска в баллончике. Подбор краски - относительно дорогой процесс, но очень простой. Снимаете лючок бензобака в качестве образца цвета, и приносите в магазин, где делают подбор краски с закачкой в баллончик. Например, сюда, в ООО Автопокрытия (Тюмень). Через пару дней вам отдают готовый баллончик с краской, заодно можно сразу купить и всё остальное.



Это краска в компании с "обычным" грунтом и лаком. Кстати, а вы знаете, зачем вообще нужен грунт и лак, почему нельзя просто нанести краску? Дело в том, что у них разные задачи. Краска должна быть красивой :) и хорошо цепляться только к грунту. А вот грунт должен хорошо цепляться ко всему - металлу, шпаклёвке, старой краске и т.д., и заодно заполнять неровности. В общем, его задача - подготовка поверхности, на которую хорошо ляжет краска. Лак превращает "матовую" краску в "глянцевую".



После нанесения краски. Первый или второй слой. Не помню, наверно первый. Ни в коем случае не страйтесь сразу закрасить - слои должны быть тонкими, иначе будут наплывы, которые придётся сошкуривать и повторять снова. И сохнуть будет гораздо дольше. Поэтому полупрозрачный первый-второй слой, сквозь который просвечивает грунт - это как раз нормально.



Окончательный результат. Уже и не помню, наверно это сразу с лаком. Уже наступил осенний вечер, солнце низко, и тени на сгибах резкие.



А вот так это место выглядит спустя 2 года. Да, я так и не поменял капот. И даже не помыл его полностью перед сьёмкой, только протёр нужную область - дальше поленился, извините ;) Капот пережил 2 зимы в поездках по Тюмени, и летние путешествия по Уралу и Золотому Кольцу. Как видите, покрашенное место совсем не ржавеет, и вообще ничем не отличается от заводской окраски. Когда хвастаюсь кому-нибудь, сам не могу найти точное место, приходится говорить "где-то здесь" :)

В заключение ещё раз перечислю, что потребуется для такого ремонта:

- укрывная плёнка
- малярный скотч (клейкая бумажная лента) для крепления плёнки
- шкурка на 80, 120, 240, 600, 800, и 1000
- самодельная брызгалка
- обезжириватель
- специальные салфетки - по желанию
- грунт
- краска
- лак